Вид в Нормандии. 1870
Об Алексее Боголюбове. Картины Алексея Боголюбова
Алексей Петрович Боголюбов (16 марта 1824 — 27 октября 1896) —известный русский живописец, маринист, работал в технике рисунка и акварели, исполнял литографии и гравюры.
Искусный пейзажист, мастер русской батальной марины. Участвовал в выставках «Товарищества передвижников». Внук А.Н. Радищева. Был основателем рисовального училища (1897) и Художественного музея имени А.Н.Радищева (1885) в Саратове.
Алексей Боголюбов родился в селе Померанье (Новгородская губерния) в семье помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус (в Петербурге). По окончанию обучения Алексей Боголюбов служил на флоте в звании мичмана (1841); плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живописьДжозефа Уильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Брюлловым. Решив посвятить себя искусству, учился в петербургской Академии художеств (1850–1853) у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Испытал влияние Ивана Айвазовского. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в мастерских Э.Изабе в Париже и А.Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860).
Как художник Главного морского штаба (с 1853) исполнил большую серию полотен на темы истории русского военного флота, завоевав славу выдающегося живописца-историографа, великолепного мариниста. С 1873 Алексей Боголюбов жил преимущественно в Париже, систематически приезжая в Россию. Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы, Алексей Боголюбов сам стал настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и непритязательней, зато цветовые гаммы, объединенные общим тоном, – еще изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880-е годы). При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же период более академичные и студийные, как бы окутанные прозрачной дымкой воображения композиции (Устье Невы, 1872, Третьяковская галерея, Москва), и пленэрные картины, передающие природу «как она есть» (Лес в Вёле. Нормандия, 1871, там же); последние вещи уже вплотную примыкают к передним рубежам импрессионизма.
Федоров-Давыдов А.А.
Сочетание в творчестве Алексея Боголюбова двух направлений, одного, связанного с традициями Академии художеств, и другого - с реализмом и пленэром, заставляет сопоставить его творчество в какой-то мере с такой же двойственностью искусства В. Д. Поленова.
Смотрите также: Венеция на картинах Алексея Боголюбова
Балтийское море. 1880-е
Атака турецкого парохода миноносной лодкой Шутка 16 июня 1877 года. Не ранее 1881
Дьепп. 1882
Константинополь. 1860-е
Лунная ночь на море. 1871
Шторм
Петербург при заходе солнца
Пейзаж с парусником. 1867
Пассажирский пароход Император Николай у Черноморского побережья. 1840–1850-е
Палермо
Отлив в Трепоре. 1876
Остров Сен-Маркуф около Северной Нормандии
На Неве у Адмиралтейства. 1860
Морской вид
Морской бой. 1859
Лоцманы Бискайской бухты. 1857–1859
Крейсер. 1880-е
Константинополь. 1856–1857
Императорская паровая яхта Александрия 1852 года
Золотой Рог в Константинополе. 1864
Захват катером Меркурий шведского фрегата Венус 21 мая 1789 года. 1845
Закат (Лодка с парусом у берега моря). 1857
Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае. 1881
Выход из реки Тахо фрегата Илья Муромец на буксире пароходофрегата Камчатка. 1860-е
Возвращение в порт Трепор в полую воду. Франция, Нормандия. 1876
Вид Баку. 1874
Взрыв турецкого броненосца Люфти-Джелиль на Дунае 29 апреля 1877 года. 1877
Взморье. 1854
Бой русского брига с турецкими кораблями. 1857
Бой пароходофрегата Владимир с турецко-египетским военным пароходом Перваз-Бахри 5 ноября 1853 года. 1850-е
Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фетхи-Бутленд в Черном море 11 июля 1877 года. 1878
Афонское сражение 19 июня 1807 года. 1853
Антверпен. 1854
Амстердамская пристань
12-пушечный пароходофрегат Камчатка. 1848
Фрегат Разбойник
Трепор. Нормандия
Смотр Балтийского флота Николаем I на пароходе Невка в 1848 году. 1850–1860-е