28 июля, 2012

Иван Константинович Айвазовский.


Имя Ивана Константиновича Айвазовского уже давно стало хрестоматийным для тех, кто увлекается живописью. "Певец моря" считается во всем мире лучшим среди тех, кто изображал так или иначе на своих полотнах водную стихию. Айвазовский был признан уже при жизни, о чем говорит его членство в таких академиях художеств, как Петербургская, Амстердамская, Парижская, Римская, а также более 120 персональных выставок. Незадолго до своей кончины, И.К. Айвазовский написал своему биографу Н.Н. Кузьмину: "На Ваш вопрос, какие картины я считаю лучшими, я ответить не могу, положительно в каждой есть что-нибудь удачное. Между всеми моими произведениями, которых, вероятно, в свете  до 6 000, я не могу выбрать. Вполне они меня не удовлетворяют. И теперь поэтому продолжаю я писать. Я стараюсь, по возможности, исправить прежние недостатки… О достоинстве их я не скажу, но что их писал с большой страстью – это верно". Этот ответ дает возможность сказать, что любой из нас знаком и не знаком с творчеством Айвазовского, т.к. объять сразу все 6 000 полотен вряд ли кто смог, поэтому этот художник всегда нов, интересен и даже спорен...
Айвазовский И.К. Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848
29 июля 2012 года исполняется 195 лет со Дня Рождения Ивана Константиновича Айвазовского. Очередная дата - очередные выставки, статьи и открытия. Ведь Айвазовский это не только море, но это и портретная живопись, исторические сюжеты, зимние пейзажи, воспоминания об архитектуре тех мест, которые он посетил, религиозная живопись. Он всю жизнь искал себя в искусстве и при этом не забывал о любимой им Феодосии, оставив городу не только свою картинную галерею, но и водопровод, железную дорогу, приходскую школу и еще многое, что было построено при непосредственном участии и благодаря ходатайствам и денежным средствам художника. Сын моря, сын России - Иван Константинович Айвазовский...
______________
Айвазовский И.К. Автопортрет
Краткая биографическая справка. Иван Константинович Айвазян (Гайвазян, Гайвазовский) родился 29-го июля 1817 года в Феодосии в семье базарного старосты армянина Константина (Геворга) Айвазяна.  Художник стал подписывать свои картины именем "Айвазовский" с 1840-1841 годов. А путь в живопись открыл ему феодосийский градоначальник А. И. Казначеев, благодаря стараниям которого Константин Айвазян в 1833 году попал в Петербургскую Академию художеств. Юноша стал маринистом, художиком, который пишет море. Путешествия и плавания по морям мира, участие в  десантных операциях Черноморского флота у кавказских берегов, сделали Айвазовский профессионалом.  В 1844 году Иван Константинович Айвазовский получает в России звание академика. Однако Петербург не для него и он едет в любимую Феодосию,  покупает участок земли и строит там дом с художественной мастерской... Согласно последней воле Айвазовского его погребли в Феодосии, во дворе церкви Сурб Саргис (Святого Сергия), где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись - высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци - гласит: "Родился смертным, оставил по себе бессмертную память".
 
Художник Иван Константинович Айвазовский у мольберта 1898
Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью.
И.К. Айвазовский
 
Айвазовский И.К. Автопортрет
Море, баталии и виды городов
Айвазовский И.К. Вид Крыма 1851
Айвазовский И.К. Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия 1897
 Айвазовский И.К. Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями 1892
 Айвазовский И.К. Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года 1848
(Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского)
Айвазовский И.К. Лунная ночь в Константинополе 1884
Айвазовский И.К. Лунная ночь на Капри 1841 
Айвазовский И.К. Морской вид с часовней на берегу 1845
Айвазовский И.К. Ночь в Венеции
Айвазовский И.К.  Вид Венеции со стороны Лидо 1855
Айвазовский И.К. Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года 1846
Айвазовский И.К. Восход солнца в Феодосии 1855
Айвазовский И.К. Прибытие русской эскадры в Севастополь 1846
Айвазовский И.К. Вид Петербурга 1888
(Национальная галерея Армении, Ереван)
 
Айвазовский И.К. Вид на Большой каскад фонтанов Петергофа и на Большой двореца Петергофа 1837
"Зимний" И.К. Айвазовский
  
Айвазовский И.К. Ледоколы на льду Невы в Санкт-Петербурге
Айвазовский И.К. Зимний вид
Айвазовский И.К. Мельница
Айвазовский И.К. Зимняя сцена в Малороссии
Айвазовский И.К. Зимний пейзаж
Исторические личности в изображении И.К. Айвазовского
Айвазовский И.К. Приезд Петра I на Неву 1853
Айвазовский И.К. Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам своим 1846
Айвазовский И.К. Александр II на Дунае
Айвазовский И.К. Лорд Байрон в Венеции
Айвазовский И.К. Данте указывает художнику на необыкновенные облака 1883
(Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского)
Айвазовский И.К. Наполеон на острове Святой Елены 1897
Религиозная живопись И.К. Айвазовского
Айвазовский И.К. Хаос. Сотворение мира 1841
Картина "Хаос" И.К. Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. По этому поводу Н.В.  Гоголь шутливо говорил художнику: "Твой "Хаос" поднял хаос в Ватикане". В настоящее время хранится в Музее армянской конгрегации Мхитаристов. Остров Св. Лазаря, Венеция
Айвазовский И.К. Всемирный потоп 1864
Картина была показана на выставке Академии художеств  в 1864 году под названием "Всемирный потом (последние дни)".  В 1865 году ее приобрел император Александр II для галереи Эрмитажа.
Айвазовский И.К. Сошествие Ноя с Арарата 1889
Библейскую гору Арарат - символ Армении - Айвазовский писал не менее десяти раз. "Сошествие Ноя с Арарата" он впервые выставил в Париже, и когда тамошние соотечественники спросили нет ли у него армянских видов, подвел их к картине и сказал: "Вот наша Армения". Впоследствии Айвазовский подарил полотно новонахичеванской школе. Во время гражданской войны школу превратили в казарму, которую попеременно занимали то белые, то красные. Картиной прикрыли пролом в двери. Однажды пролом оказался заделан доской, а картина исчезла. Похитителем был Мартирос Сарьян, некогда учившийся в этой школе. В 1921 году в числе собранных им произведений армянского искусства он привез "Сошествие Ноя" в Ереван.
Ш. Хачатрян "Айвазовский известный и неизвестный"
Айвазовский И.К. Переход евреев через Красное море 1891
(Частное собрание)
Айвазовский И.К. Хождение по водам 1888
Библейский рассказ об одном из чудес, совершенных Иисусом Христом на Генисаретском озере, названном в Библии морем. Когда апостолы оказались в открытом море, "сделалось великое волнение, так что лодка покрылась волнами". На помощь ученикам пришел Учитель. Петр обратился к нему со словами: "Господи, если это Ты, повели мне придти к тебе по воде". Выйдя из лодки, Петр пошел, но испугался и стал тонуть. "Иисус простер руку, поддержал его и говорит ему: "Зачем ты усомнился?""
Пушкиниана И.К. Айвазовского
Айвазовский И.К. Пушкин на берегу Черного моря 1887
Отрывок из книги Вагнер Л., Григорович Н. - Повесть о художнике Айвазовском: "На склоне лет Айвазовский создал задуманную им еще в юные годы серию картин о Пушкине. Россия чествовала своего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. 6 июня 1880 года на Страстной площади и Тверском бульваре, на прилегающих к ним улицах и переулках Москвы с самого раннего утра наблюдалось большое скопление публики. В этот день на Тверском бульваре открывали памятник Пушкину. Перед памятником прошли представители многих русских городов. При открытии присутствовали знаменитые писатели и поэты: Тургенев, Достоевский, Островский, Аксаков, Писемский, Майков, Плещеев... Произносили горячие, страстные речи. Гора живых цветов скрыла гранитный постамент памятника.
В том же году в Петербурге, в Обществе поощрения художников, открылась пушкинская выставка. На ней были рукописи, письма поэта, его личные вещи, издания его книг, альманахи первой трети XIX века, в которых печатались стихи Пушкина, сочинения поэта на иностранных языках, книги о поэте, романсы Глинки на слова Пушкина, рисунки, фотографии, несколько картин, посвященных поэту. Открывала всю эту выставку огромная картина Айвазовского «Пушкин там, где море вечно плещет». Ее поместили при входе на выставку.
Айвазовский посвятил Пушкину девять картин. Все они были о юном Пушкине, о пребывании поэта в Тавриде и Одессе. Одну картину Айвазовский решил написать совместно с Ильей Ефимовичем Репиным."
Айвазовский И.К. А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал 1880
Айвазовский И.К. А.С. Пушкин и М.Н. Раевская в Гурзуфе
Это было в Гурзуфе, куда рано утром 18 августа пришёл из Тамани с остановкой в Керчи военный бриг. На борту были семья Раевских и А. С. Пушкин. Он впервые плыл по морю, впервые увидел с воды крымский берег и горы. именно Марии Раевской, в замужестве Волконской, посвятил он несколько стихотворений, ставших поэтическими шедеврами. И хотя напрямую имя её в стихах не упоминается (Пушкин специально об этом заботился), она незримо присутствует в его второй крымской элегии «Редеет облаков летучая гряда», в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла», в посвящении в «Полтаве». А XXXIII строфа в главе I «Евгения Онегина» – это воспоминание об остановке на берегу моря перед Таганрогом, когда путешественники вышли из кареты и любовались морем, а Пушкин смотрел, как Мария Николаевна бегала по берегу, играя с волнами.
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к её ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Д. Власов журнал "Наука и жизнь (№ 6, 2008) "Первое большое путешествие Пушкина"
Айвазовский И.К.  А.С. Пушкин на вершине горы Ай-Петри при восходе солнца 1899
Айвазовский И.К. А.С. Пушкин на берегу Черного моря 1897
Айвазовский И.К. и И.Е Репин Прощание А.С. Пушкина с морем 1877 
* * *
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз...
 
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
А.С. Пушкин